Положение об обучении детей с ОВЗ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лебяженская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на педагогическом
совете
Протокол пед.совета № 6 от
04.10.2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Общие положения
1.1.Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медико­
педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
1.2.Организация обучения лиц с ОВЗ производится на основе:
• Федеральный закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22
марта 2021г №115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 "Санитарно­
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или безвредности для человека факторов среды
обитания»);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• Приказ МО КК от 26.08.2015 г. № 48-11-04 «Об утверждении Порядка
регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях»;
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

•

•

•

•

•

•

•
•

декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования";
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012г. №413 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования";
Приказа Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении
Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи";
Приказа Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 "Об
утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи
лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами
умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего
общего образования и обучавшимся по адаптированным основным
образовательным программам";
Приказа Министерства Просвещения РФ от 5 октября 2020 г. №546 «Об
утверждении порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном
общем и среднем общем образовании и их дубликатов»;
Приказа Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от
07.11.2018 "Об утверждении Порядка проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования";
Приказа Минпросвещения России N189 , Рособрнадзора N 1513 от
07.11.2018 "Об утверждении Порядка проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
образования";
Устава Учреждения;
иных локальных нормативных актов Учреждения.

2.
Организация образовательной деятельности лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с
учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья,
в том числе получение социально-педагогической и психологической
помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1)
в образовательной организации;
2)
вне образовательной организации:
по образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования - на дому или в медицинских организациях,
в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть
получено в форме самообразования.
2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные
программы:
основные образовательные программы Учреждения;
адаптированные основные общеобразовательные программы (по
видам нарушений) Учреждения;
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием
самих обучающихся и их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных
планов может сопровождаться поддержкой тьютора (ассистента,
помощника) Учреждения на основании рекомендации о необходимости
предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с
ОВЗ формулирует ПМПК, а обучающемуся, имеющему статус инвалида, ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
2.4. Адаптированная общеобразовательная программа - образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
2.5. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным
программам в Учреждении создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких
обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий, обеспечение доступа в здания Учреждения и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
Основанием для организации обучения на дому или в медицинской

организации являются заключение медицинской организации и в
письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Доступность образовательной среды Учреждения предполагает:
•
доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность;
•
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы,
наличие оборудованного рабочего и читального мест.
2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть
реализованы в следующих формах:
1)
урочной и внеурочной деятельности;
2)
с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
3)
сетевой и др.
2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ
(с задержкой психического развития и различными формами умственной
отсталости).
2.8. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:
1)
бесплатным двухразовым питанием;
2)
бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями,
иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков и
тифлосурдопереводчиков.
2.9. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в
форме государственного выпускного экзамена в соответствии с приказом
Минпросвещения России от 07.11.2018 № 190 (с изменениями и
дополнениями) «Об утверждении Порядка проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования».
2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их
желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме
основного государственного экзамена (9 классы) и единого
государственного экзамена (11 классы).
2.11. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не
имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке,
установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об
утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи
лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами
умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего
общего образования и обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам».
2.12. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование,
успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме
основного государственного экзамена (9 классы) и единого
государственного экзамена (11 классы), выдаются документы об
образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем
образовании).

3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и
внеурочной форме

3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно
с другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах,
группах.
3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ,
группа комбинированной направленности открываются на основании
приказа директора Учреждения и комплектуются на основании
заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей) о
согласии на обучение ребенка в классе инклюзивного образования,
отдельном классе для обучающихся с ОВЗ.
3.3. Количество учащихся в классе определяется исходя из максимального
количества детей с ОВЗ в классах в зависимости от категории учащихся и
вариантов программы. Комплектование инклюзивных классов (групп)
производится с учетом требований, установленных постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно­
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3.4. При необходимости проводится коррекционная работа с детьми с ОВЗ.
Такая
работа
осуществляется
на
основе
адаптированной
общеобразовательной программы или программы коррекционной работы,
являющейся разделом основной образовательной программы общего
образования.
3.5. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ
осуществляют специалисты согласно заключения ПМПК. В случае
отсутствия специалистов в штате Учреждения, сопровождение детей с ОВЗ
осуществляется специалистами (психолог, дефектолог, логопед) с
использованием сетевой формы реализации образовательных программ на
основании договора между организациями.
3.6. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или
адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в
ПМПК по письменному заявлению родителей (законных представителей)
или по направлению образовательного Учреждения с письменного
согласия родителей (законных представителей).
4.
Особенности реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий может осуществляться при реализации образовательных
программ в любой форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а
также при сочетании различных форм обучения и осуществляется в
соответствии с Положением об электронном обучении и использовании
дистанционных образовательных технологий в образовательной
деятельности
Учреждения
при
отсутствии
медицинских
противопоказаний.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.06.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (391)3471404

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».