Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лебяженская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено на педагогическом совете Протокол пед.совета № 6 от 04.10.2021 г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 2021 г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья 1. Общие положения 1.1.Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 1.2.Организация обучения лиц с ОВЗ производится на основе: • Федеральный закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2021г №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 "Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или безвредности для человека факторов среды обитания»); • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; • Приказ МО КК от 26.08.2015 г. № 48-11-04 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»; • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 • • • • • • • • декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"; Приказа Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"; Приказа Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам"; Приказа Министерства Просвещения РФ от 5 октября 2020 г. №546 «Об утверждении порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»; Приказа Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"; Приказа Минпросвещения России N189 , Рособрнадзора N 1513 от 07.11.2018 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования"; Устава Учреждения; иных локальных нормативных актов Учреждения. 2. Организация образовательной деятельности лиц с ОВЗ 2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. 2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах: 1) в образовательной организации; 2) вне образовательной организации: по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования - на дому или в медицинских организациях, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. 2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные программы: основные образовательные программы Учреждения; адаптированные основные общеобразовательные программы (по видам нарушений) Учреждения; Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой тьютора (ассистента, помощника) Учреждения на основании рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а обучающемуся, имеющему статус инвалида, ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК. 2.4. Адаптированная общеобразовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. 2.5. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам в Учреждении создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания Учреждения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Доступность образовательной среды Учреждения предполагает: • доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; • свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального мест. 2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в следующих формах: 1) урочной и внеурочной деятельности; 2) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; 3) сетевой и др. 2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). 2.8. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются: 1) бесплатным двухразовым питанием; 2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. 2.9. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме государственного выпускного экзамена в соответствии с приказом Минпросвещения России от 07.11.2018 № 190 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». 2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы). 2.11. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам». 2.12. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании). 3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной форме 3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах. 3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ, группа комбинированной направленности открываются на основании приказа директора Учреждения и комплектуются на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка в классе инклюзивного образования, отдельном классе для обучающихся с ОВЗ. 3.3. Количество учащихся в классе определяется исходя из максимального количества детей с ОВЗ в классах в зависимости от категории учащихся и вариантов программы. Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с учетом требований, установленных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3.4. При необходимости проводится коррекционная работа с детьми с ОВЗ. Такая работа осуществляется на основе адаптированной общеобразовательной программы или программы коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего образования. 3.5. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ осуществляют специалисты согласно заключения ПМПК. В случае отсутствия специалистов в штате Учреждения, сопровождение детей с ОВЗ осуществляется специалистами (психолог, дефектолог, логопед) с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями. 3.6. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательного Учреждения с письменного согласия родителей (законных представителей). 4. Особенности реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения и осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности Учреждения при отсутствии медицинских противопоказаний.