ВЫПИСКА ИЗ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебный план МБОУ «Лебяженская СОШ» 1-4 класс (ФГОС НОО приказ №___) ВАПИСКА ВЕРНА: 01.09.2023 г. ДИРЕКТОР ОУ: _______________ А.А.Устюгов Устюгов Алексей Анатольевич Подписан: Устюгов Алексей Анатольевич DN: C=RU, S=Красноярский край, L=Лебяжье, T=" ДИРЕКТОР МБОУ ""ЛЕБЯЖЕНСКАЯ СОШ""", O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "" ЛЕБЯЖЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""", СНИЛС=07418527978, ИНН=242200860505, E=lebyazhschool@yandex.ru, G=Алексей Анатольевич, SN=Устюгов, CN=Устюгов Алексей Анатольевич Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2023.10.12 16:03:23+07'00' Foxit Reader Версия: 10.1.3 Учебный план программы начального общего образования обеспечивает реализацию требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно – эпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей. Учебный план определяет структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Определяет общие рамки при отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Содержание образования реализуется преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объём обязательной части программы начального общего образования составляет 80 %, а объём части, формируемой участниками образовательных отношений— 20 % от общего объёма программы начального общего образования, реализуемой в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5дневной учебной неделе, предусмотренными Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21. Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом обязательных для изучения учебных предметов. Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Начальным этапом изучения предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» в 1 классе является курс «Обучение грамоте»: обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. На «Обучение грамоте» отводится 9 часов в неделю: 5 часов «Русского языка» (обучение письму) и 4 часа «Литературного чтения» (обучение чтению). Продолжительность «Обучения грамоте» зависит от уровня подготовки класса и может составлять от 20 до 23 недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 13 до 10 недель. «Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Родной язык (русский) и литературное чтение на родном языке (русском) изучаются в объеме 0,5 часа. Предметы направлены на воспитание ценностного отношения к языку и литературе своего народа. Изучение иностранного языка начинается со 2 класса и направлено на формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. Изучение математики в начальной школе направлено на освоение начальных математических знаний, формирование функциональной математической грамотности, становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение формирования целостного взгляда на мир, развитие поисково-исследовательской деятельности, духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Основными задачами ОРКСЭ являются: знакомство обучающихся с основами православной культуры, развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества, развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Цель реализации программы по музыке является воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Целью предмета «Технология» является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета. Целью образования по физической культуре в начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. В обязательной части в 1 классе изучаются предметы: «Русский язык» – 5 часов, «Литературное чтение» в 1-3классах -4 часа, в 4 -3 часа., «Математика»-4 часа, «Окружающий мир»-2 часа, «Изобразительное искусство»-1час, «Музыка»-1час, «Технология»-1час, «Физическая культура» -2часа. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. отношений, 1 час выделен на курс «Быстрее, выше, сильнее», направленный на формирование двигательной активности учащихся. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет, в 1 классе — 33 недели, во 2-4 классах - 34 недели. Количество учебных занятий за 4 учебных года составляетне менее 2954 ч. и не более 3190 ч. в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной неделе. Продолжительность урока составляет: в 1 классе — 35 мин (сентябрь — декабрь), 40 мин (январь — май), во 2—4 классах — 45 мин. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Сроки определяются календарным учебным графиком. Определены формы промежуточной аттестации: контрольная работа, диктант, комплексная работа, тестовая контрольная работа, зачет и др. Вариант 1. Учебный план НОО (5-дневная неделя) Для 2-4 классов 2022-23 уч.год Предметные области Учебные предметы классы Обязательная часть Русский язык Русский язык и Литературное литературное чтение чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознан ие и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и Всего I II III IV 4 4 4 4 12 4 4 3 15 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 2 2 2 2 6 4 4 4 16 2 2 2 8 – – 1 1 4 Родной язык (русский) 0,5 Литературное чтение на родном языке (русском) 0,5 Иностранный язык 4 Математика 2 Окружающий мир Основы религиозных культур и светской светской этики этики Музыка 1 Искусство Изобразительное искусство 1 Технология Физическая культура Технология Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык Максимально допустимая недельная нагрузка 1 1 1 4 1 1 1 4 1 1 1 1 4 2 2 2 2 8 20 22 22 22 86 1 1 1 4 1 1 1 4 1 1 21/ 23/ 23/ 23/ 90/ 693 782 782 782 3039 Пояснительная записка Учебный план школы для 1-4 классов разработан на основе нормативных документов: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2021г №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". 4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или безвредности для человека факторов среды обитания». 5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 6. Устав МБОУ «Лебяженская СОШ» 7. Основная образовательная программа МБОУ «Лебяженская СОШ» 8. Протокол педагогического совета № __ от __.08 2022г. «Об утверждении учебного плана школы, учебно – методического комплекса, образовательной программы». Учебный план начального общего образования (далее - учебный план) определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также устанавливает количество занятий, отводимых на его изучение, по классам (годам) обучения. Обязательными предметными областями являются: русский язык и литературное чтение, основными задачами реализации содержания которых является формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» представлена предметами « Родной язык(русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)» во 2-4 классах, направленными на формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Задачами иностранного языка является формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. Математика и информатика развивают математическую речь, логическое и алгоритмическое мышления, воображение, обеспечивают первоначальные представления о компьютерной грамотности. Задачами обществознания и естествознания (Окружающий мир) является формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Основы религиозных культур и светской этики воспитывают способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формируют первоначальные представления о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Искусство развивает способности к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Технология формирует опыт как основу обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирует первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности. Физическая культура укрепляет здоровье, содействует гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирует установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Продолжительность учебного года во 2- 4 классах - 34 учебные недели. 2-4 классы занимаются по пятидневной учебной неделе. Предельно допустимая недельная нагрузка соответствует СанПин. Учебный план является средством реализации образовательной деятельности школы, создает условия для новых жизненных установок личности, способной к творчеству, обладающей целенаправленностью в учении, физически здоровой. Учебный план составлен с учётом анализа образовательных потребностей обучающихся, заказа родителей и государства, возможностей школы, анализа результатов образовательной деятельности. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Содержание начального общего образования реализуется посредством образовательной программы «Школа России». Во всех классах реализуется 5-ти часовая программа. Во 2-4 классах на изучение русского языка отводится 136 часов (4 часа в неделю). «Иностранный язык» изучается со 2 класса по 2 часа в неделю. Во 2-4 классах изучается английский язык. Учебный предмет «Математика» реализуется через четырехчасовую программу и предполагает формирование арифметических счётных навыков, ознакомление с основами геометрии. Учебный предмет «Окружающий мир» изучается из расчета 2 часа в неделю. Этот предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности и ПДД. В 4 классе отводится 1 час на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики», по выбору родителей (законных представителей) изучаются основы светской этики. В предметной области «Искусство» по 1 часу отводится на музыку и изобразительное искусство. На предмет «Технология» во 2-4 классах отводится по 1 часу. На преподавание учебного предмета «Физическая культура» во 2-4 классах отводится 2 часа. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, наполняется во 2-4 классах 1 часом на прохождение программы по русскому языку. Промежуточная аттестация По всем предметам учебного плана проводится промежуточная аттестация. Сроки и формы промежуточной аттестации определяются приказом по школе, исходя из содержания образовательной программы и особенностей обучающихся. Предмет Русский язык Литературное чтение Родной язык(русский) Литературное чтение на родном языке (русском) Иностранный язык Математика 2 класс Контрольный диктант Работа с текстом Зачет 3 класс Контрольный диктант Работа с текстом Зачет 4 класс Контрольный диктант Работа с текстом Зачет Зачет Зачет Зачет Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Зачет Контрольная работа Контрольная работа Зачет Зачет Контрольная работа Контрольная работа Зачет Зачет Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Музыка Контрольная работа Изобразительное Контрольная искусство работа Технология Зачет Физическая Зачет культура