Пояснительная записка и УП для 3 кл

Приложение №
К приказу № 01-05От .08.2023 г.
Пояснительная записка

учебному плану для детей с умственной отсталостью (интеллектуальные
нарушения, вариант 1)
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Лебяженская средняя общеобразовательная школа»
Краснотуранского района Красноярского края
на 2023-2024 учебный год

Учебный план разработан на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи".
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта
2021г №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)"
7. Приказ МО КК от 26.08.2015 г. № 48-11-04 «Об утверждении Порядка
регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в
части организации обучения по основным общеобразовательным программам на
дому или в медицинских организациях»
8. Устав МБОУ Лебяженская СОШ;
9. Программа развития МБОУ Лебяженская СОШ на 2022-2025 г.;
10. Aдаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ «Лебяженская СОШ»;

10.

Протокол педагогического совета МБОУ «Лебяженская СОШ» № _ от
__.08.2023 г.

Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки для обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие требования при разработке содержания
образования, требования к его усвоению и организации образовательного процесса, а
также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение,
отражает содержание образования, обеспечивающее достижение
важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), а именно:
• формирование жизненных компетенций (базовых учебных действий);
• обеспечивающих овладение системой социальных отношений, развитие;
• обучающегося, его интеграцию в социальное окружение;
• формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся;
• приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
• ценностям;
• формирование здорового образа жизни, экологическую грамотность, знание;
• элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
• формирование коммуникативных компетенций.
В обязательную часть включены предметные области и соответствующие им учебные
предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности
обучающихся с умственной отсталостью. В этой части особое внимание уделяется
развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ
математики, предметов из естествоведческого цикла.
Каждая предметная область учебного плана реализуется системой учебных предметов,
неразрывных по своему содержанию с учетом принципа преемственности начального и
основного общего образования.
Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными
областями и учебными предметами:
Предметная область: Язык и речевая практика.
Предметная область представлена предметами: русский язык (3 ч.), чтение (4 ч.), речевая практика
(2 ч.). Реализуется при обучении на дому: русский язык (2 ч.), чтение (1 ч.), речевая практика (1 ч.).

В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка,
призвано решить следующие задачи:
• Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);

• Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
• Овладение различными доступными средствами устной и письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
• Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
• Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию;
• Развитие навыков устной коммуникации;
• Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Предметная область: Математика.
Математика -4 часа. На надомном обучении реализуется 2 часа.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в
образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике
является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и
овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
•
формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для
решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных
задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту
задач;
•
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами
математики с учетом их индивидуальных возможностей;
•
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности,
умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять
контроль и самоконтроль.
Предметная область: Естествознание.
Мир природы и человека – 1 час.
Программа реализует современный взгляд на обучение
естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
• полисенсорности восприятия объектов;
• практического взаимодействия обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;

• накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным
словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе
решения проблемных ситуаций и т.п.;
• закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами
познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
• постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях
человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации
безопасной жизни в конкретных условиях.

Предметная область: Искусство.
Музыка – 1 час. Реализуется при обучении на дому ребенком самостоятельно.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
• накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями,
слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
• приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию
музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
• развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально деятельности.
• формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника.
• развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается
композиционностью, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью
используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе
индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи
обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения,
доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

Рисование (Изобразительное искусство) – 1 час. Реализуется при обучении на дому
ребенком самостоятельно.
Основные задачи курса:
•
Воспитание интереса к изобразительному искусству;
•
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
•
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
•
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
•
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
•
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
•
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
•
Обучение разным видам изобразительной
деятельности (рисованию,
аппликации, лепке);
•
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной
деятельности;
•
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
•
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
•
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в
группах, выполняя определенный этап работы для получения результата
общей изобразительной деятельности («коллективное рисование»,
«коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:
• коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
• развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные
работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета;
контролировать свои действия;
• коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и
выполнения аппликации.
• развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Предметная область: Технология.

Основные задачи реализации содержания:
Ручной труд – 1 час.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует
развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей,
формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно- преобразующей
деятельности.
Задачи изучения предмета:
• формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
• формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нём человека;
• расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей;
• расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
• формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
• формирование интереса к разнообразным видам труда;
•
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
• развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение);
• развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
• развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);
• формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
• формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:
•
коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки,
устанавливать сходство и различие между предметами;
• развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании,
планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

• коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного трудового материала.
Предметная область: Физическая культура.
Адаптивная физическая культура – 3 часа. Реализуется при обучении на дому ребенком
самостоятельно.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и
физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
• коррекция нарушений физического развития;
• формирование двигательных умений и навыков;
• развитие двигательных способностей в процессе обучения;
• укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
• раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для
освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
• формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических
упражнений;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового
и безопасного образа жизни;
• поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
• формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических
сведений по физической культуре;
• воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
• воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости),
навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных
особенностей обучающихся, предусматривает:
• обогащение чувственного опыта;
• коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
• формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной
деятельности.

Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся
в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает
реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся – кружок
«Мастерица» - 1 час и на увеличение количества учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части (русский язык -2 часа).
Коррекционно-развивающее направление
Задачи коррекционной работы:
•
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и

•

•

•
•

глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и
психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической
помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого- педагогической
комиссии);
организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом
индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация
индивидуальных учебных планов (при необходимости);

реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической
помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и
другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Коррекционно-развивающее
направление
представлено
индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (1 ч.), направленными на коррекцию дефекта и
формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях,
занятия с логопедом и дефектологом (по 2 ч.,), ритмика (1 ч.). Ритмику учащийся
посещает в составе сводной группы учащихся 1-4 класса.
Часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область, не входят в
максимальную нагрузку.
Ребенок посещает коррекционно-развивающие занятия в составе группы (у педагогапсихолога) и индивидуально ( у педагога-дефектолога и логопеда).

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:_______
А.А.Устюгов
Приказ № _________ от ________2023

Согласовано:
________________________
_________________________

Учебный план для детей умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения,
вариант 1) 3 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Лебяженская средняя общеобразовательная школа»
Краснотуранского района Красноярского края
на 2023-2024 учебный год
Предметные области Учебные
предметы

Количество Количество Количество
индивидуаль занятий в занятий для
ных занятий с классе
самостоятел
педагогом
ьного
изучения

Общее
количество
часов

Учитель

Русский язык
Чтение

2
1

-

1
3

3
4

Васькина Н.Н.
Васькина Н.Н.

Речевая практика

1
2

-

1
2

2
4

Шваб Т.Н.
Марьясов А.Ю.

1

-

0

1

Марьясов А.Ю.

-

-

1
1

1

1

-

-

3

3

1

-

1

2

Итого

8

0

Коррекционно-развивающая область

6

1

Индивидуально-групповые занятия
Занятия с логопедом
Занятия с дефектологом

1
2
2

Ритмика

1

1

0

1

0

4

0

4

0
0
0
0
8

1
1
1
1

0
0
0
0

1
1
1
1
9

1.

Язык и речевая
практика

2.

Математика

Математика

3.

Естествознание

4.

Искусство

Мир природы и
человека
Музыка
Рисование
(Изобразительное
Искусство)
Адаптивная
физическая
культура
Ручной труд

5.

Физическая
культура

6.

Технология

Направления внеурочной
деятельности
Коммуникативное направление
Социальное
Спортивно-оздоровительное
Учение с увлечением
Всего к финансированию

Шваб Т.Н.

20

0

6
1
2
2

Устюгова Т.И.
Мужайло А.С.

Мужайло А.С.
Мужайло А.С.
Сычев Н.В.
Мужайло А.С.

Промежуточная аттестация проводится в следующих формах:
Наименование предмета
Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Музыка
Рисование (Изобразительное
Искусство)
Адаптивная физическая культура
Ручной труд

Форма аттестации
Контрольная работа
Контрольное чтение
Контрольная работа
Контрольная работа
Итоговый тест
Творческий зачет
Творческий зачет
Сдача нормативов
Творческий зачет

Устюгов
Алексей
Анатолье
вич

Подписан: Устюгов Алексей Анатольевич
DN: C=RU, S=Красноярский край, L=Лебяжье, T="ДИРЕКТОР
МБОУ ""ЛЕБЯЖЕНСКАЯ СОШ""", O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
ЛЕБЯЖЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА""", СНИЛС=07418527978, ИНН=242200860505,
E=lebyazhschool@yandex.ru, G=Алексей Анатольевич,
SN=Устюгов, CN=Устюгов Алексей Анатольевич
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.10.12 16:19:00+07'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.06.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (391)3471404

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».